Электронные петиции: пишите письма…
Новое для Украины явление – электронные петиции – кто-то считает инструментом электронной демократии, кто-то видит в них метод социологических опросов, а для кого-то это – народное развлечение «достань Президента».
Первыми новшество ввели в Администрации Президента. И сразу же на сайт АП обрушился шквал петиций. На сегодняшний день интерес проявили уже более 6 миллионов граждан, и эксперты считают, что это очень хороший результат. Специалисты АП, отвечающие за обработку петиций, загружены по полной.
Однако на Банковой петиции не считают таким уж новшеством. Обращения от граждан к главе государства приходили и раньше, но в письменном виде. Бумажной работы было не меньше. Теперь все упростилось, ускорилось, модернизировалось и стало публичным. Другое дело – эффективность. Среди всех видов демократии электронная является наиболее удобной, но насколько она эффективна – украинцы и эксперты смогут оценить только по конкретным результатам.
Если вы недовольны коррупцией в стране и хотите увольнения конкретного чиновника, сомневаетесь в обоснованности установленных тарифов и предлагаете беспощадный аудит, беспокоитесь о достойном дипломатическом представительстве в Гондурасе… – словом, если вас заботит любой вопрос, не противоречащий Конституции Украины и Уголовному кодексу, то дерзайте.
Все, что вам нужно сделать, – это корректно оформить е-петицию на сайте и собрать 25 тысяч подписей в срок не более 3 месяцев со дня опубликования. Под подписями в данном случае имеются в виду не электронные подписи, а определенные личные данные подписанта. Если у вас все получилось, то в администрации обязаны рассмотреть петицию и представить на суд президента, который, в свою очередь, обязан дать публичный ответ.
В случае признания целесообразной реализацию изложенных в электронной петиции предложений путем издания акта президента или внесения на рассмотрение Верховной Рады соответствующего законопроекта АП принимает в установленном порядке меры по подготовке таких проектов, актов.
Но есть нюанс: предложенную инициативу могут и не признать целесообразной. То есть, рассмотреть и ответить президент обязан, но каково будет само решение – его личный выбор и воля. Как известно, на первую петицию Порошенко ответил отказом.
Доктор юридических наук Владислав Федоренко, комментируя событие, отмечает, что хотя электронные петиции являются уже узаконенными и официальными, их юридические последствия носят скорее совещательный и консультативный характер, а собранные подписи не имеют юридической силы, как таковой.
С этим соглашаются и другие эксперты. Дмитрий Лубкин, координатор гражданской платформы «Нова Краина» пояснил: «В рамках существующего законодательства подписание электронной петиции любым количеством граждан не является основанием для совершения каких-либо действий ни одним из представителей любых государственных органов. Наличие петиции не несет никаких правовых последствий. Сегодня электронные петиции – это не более чем особая форма социологического опроса».
Инициировать проведение референдума при помощи е-петиций также не представляется возможным. Заместитель главы Администрации Президента Дмитрий Шимкив пояснил: «Электронная петиция не имеет юридической силы инициировать референдум. Процесс сбора подписей для петиции отличается от процесса сбора голосов с соблюдением требований Закона «О всеукраинском референдуме». Юристы подтвердили этот факт.
Дмитрий Лубкин считает, что изменить положение, теоретически, может новый закон, который начнет разрабатываться примерно в сентябре 2016 года. Ожидать принятия такого закона можно не раньше весны 2017-го. «В законе должны быть описаны разные виды обращений граждан и растолковано, какие действия должны следовать по каждому из видов. Также закон должен содержать ответы на вопросы каким образом, в какие сроки и какой орган государственной власти должен реагировать на петиции, жалобы, предложения и другие возможные виды обращений граждан и какова ответственность за нарушение сроков рассмотрения обращений», – объяснил эксперт.
Однако есть мнение, что, несмотря на совещательный характер е-демократии, у граждан появится все же больше реальных возможностей участия в управлении государством. Было бы желание самих граждан.
Есть вдохновляющие примеры других стран.
В Индии учителя, работающие в государственных школах, получили первую за четыре года зарплату. И помогла им в этом электронная петиция. Подписанты и сочувствующие потребовали от муниципалитета выплатить обещанные деньги. Через неделю учителям выдали зарплату за четыре года.
В США судья пересмотрел свое решение по делу об убийстве подростка после того, как его родители потребовали справедливого наказания для убийцы. Более 2 миллионов человек поддержали их электронную петицию.
Руководитель Центра развития инноваций Киево-Могилянской академии Сергей Лобойко считает, что благодаря Закону об электронных петициях рядовые украинцы получили уникальную возможность выдвигать свои законодательные инициативы, и для этого им не обязательно становиться депутатами. В комментарии UA1 он сообщил, что, как ожидается, вскоре е-петиции будут принимать также в Верховной Раде и в Кабмине.
Предположительно, в парламенте е-петиции получат довольно неплохие шансы на реализацию, поскольку окончательное решение не будет зависеть только от одной персоны, как в случае с президентом. Если петиция наберет необходимое количество подписей, то она в обязательном порядке выносится на рассмотрение в профильный комитет. А комитет уже решает, выносить ли инициативу, как законопроект на рассмотрение и голосование в сессионный зал.
Комитеты, как собственно и вся Рада, состоят из депутатов, избранных все теми же гражданами. И связь между тем, кого и как выбирают люди и поддержат ли избранники законодательные инициативы своих избирателей – прямая и очевидная. Другими словами, возможности украинцев влиять на власть все-таки могут быть расширены. Электронная демократия может в этом помочь. Но при условии, что сами граждане сознательно и ответственно отнесутся к этому инструменту.
Владислав Федоренко отмечает: «Электронная демократия – это так называемая партисипативная демократия. В целом, явление позитивное. Но чем опасна такая демократия: очень легко подделать и очень легко манипулировать».
Действительно, практика показывает, что за якобы народными митингами и инициативами часто стоят конкретные политические силы или группы «по интересам». И всегда находятся желающие участвовать в этих манипуляциях за материальное вознаграждение. То же самое возможно и с электронными петициями.
Если политическая сила, неважно, при власти она или в оппозиции, намерена продвинуть какую-то непопулярную или откровенно сомнительную инициативу, то для сохранения лица ей может понадобиться «глас народа». И если люди охотно торгуют голосами на выборах, то наверняка найдутся торговцы подписями для электронных петиций.
Дмитрий Шимкив отмечает, что, к сожалению, махинации с подписями возможны. «Но это вопрос к людям, которые продают свои голоса. Система электронных петиций здесь ни при чем», – подчеркнул замглавы АП.
Если же покупка электронных подписей окажется делом слишком хлопотным и дорогостоящим, то технически можно их подделать. Искусственно увеличить количество подписантов возможно. Сергей Лобойко объяснил, что при существующей сейчас первой версии сервиса е-петиций, если у человека много адресов электронной почты, он может проголосовать несколько раз.
По словам эксперта, мировая практика показывает, что от 5 до 15 % людей голосуют не по одному разу за одну петицию. «Это все вычисляется. Сейчас система очень упрощенная, чтобы не отпугнуть людей. Но она будет совершенствоваться. Этому будет способствовать и возникновение конкуренции между провайдерами сервиса, которое мы заложили в Законе», – сообщил Лобойко.
Также в перспективе количество необходимых подписей на национальном уровне планируется увеличить. Например, до 50 тысяч. Сейчас уже подготовлен эксперимент на уровне Киева, для которого планку подняли до 10 тысяч.
Банковая принимает активное участие в совершенствовании системы. «Мы работаем над разработкой версии 2.0 системы электронных петиций, что значительно улучшит работу системы, в том числе в части борьбы с ботами», – говорит Дмитрий Шимкив.
А вот Дмитрий Лубкин считает, что раз уж количество подписантов под петицией, по сути, ни на что не влияет, то особого смысла что-то подтасовывать нет. Эксперт пояснил, что с технической точки зрения администратор, имеющий доступ к базе данных, может увеличить или уменьшить число подписей, какую бы защиту не планировал разработчик.
«Если возможности манипулировать с результатами не будет у рядового администратора базы данных или сайта, то разработчик точно будет знать, каким образом обойти защиту. А значит, и кто-то еще, при должной настойчивости, сможет найти возможность изменять результаты по собственному желанию», – утверждает Лубкин.
По его словам, можно сколько угодно усложнять систему защиты, но при общей правовой культуре, когда фальсификацией волеизъявления занимаются представители высшего законодательного органа страны, никакая сложная система не сможет уберечь от искажения результатов. Решение проблемы лежит совершенно в другой плоскости.
Просматривая президентский сайт петиций, можно заметить, что не все украинцы отнеслись серьезно к новым возможностям. Нашлось много шутников, которые потешили госчиновников и прессу своими фантазиями. Многие предполагают, что в ближайшее время сервис на сайте администрации Порошенко может превратиться в социальную сеть юмористов и состязание по созданию самых безумных петиций.
Тем не менее, эксперты сходятся во мнении, что есть большой позитивный аспект е-демократии: новый шаг к диалогу между властью и гражданами. Украинцы хотят общения с властью и готовы к активному участию в реформах. Для власти е-петиции могли бы стать коммуникатором, инструментом обратной связи с общественностью или лакмусом настроений, тенденций и наболевших вопросов.
Источник: ua1.com.ua