31 Жовтня, 2016

Электронная демократия: проблемы и возможности

Від Нестеренко Юрій

Мій Голос, е-демократія, e-democracy

Волны протестных выступлений, бунты и свержение диктаторов, охватившие весь мир после 2010 года – все они возникали с помощью социальных сетей типа «Фейсбук», которые их информировали, мотивировали, мобилизовали и связывали друг с другом. 17 июня 2013 на улицы одиннадцати крупнейших городов Бразилии вышло 250 тысяч человек. Это была кульминация серии протестов, начавшихся в 2012 году, вызванных повышением платы за проезд в общественном транспорте и коррупцией в органах власти. И снова социальные сети сыграли огромную роль в организации выступлений.

То же самое можно сказать и о движении «Займи Уолл-Стрит», охватившем 1500 городов планеты, начавшемся с канадской антипотребительской организации «Эдбастерс». Эта организация зарегистрировала сайт OccupyWallStreet.org. Этот сайт и поднятый шум в социальных СМИ дали эффект снежного кома.

Все эти события показали растущее влияние Интернета и новых информационных технологий в политическом процессе, и то, как граждане могут повлиять на правительство и выразить свое мнение.

Недовольные больше не валяются на диванах перед телевизором, жалуясь на то, как все плохо. Теперь люди могут выразить свое отношение к событиям через социальные сети, блоги, форумы, рассылку. Можно ожидать, что подобных движений в будущем станет еще больше – добро пожаловать в электронную демократию!

 

Что такое е-демократия

Конечно, электронная демократия (или, как ее сокращенно называют, «е-демократия» – А.М.) это не только граждане, использующие Интернет, чтобы выразить свое отношение к политике. Есть множество других вещей. Например, Совет Европы определяет электронную демократию как нечто «дополнительное, вспомогательное, связанное с традиционными демократическими процессами, чтобы расширить возможности общества участвовать в политической жизни». Плановая Комиссия Индии открыла интернет-форум по 12-летнему плану развития, в котором может принять участие любой гражданин, и даже открыть новую тему для обсуждения. На более спокойном уровне, это означает, что власти расширяют доступ к информации для рядовых граждан.

Более зрелый компонент электронной демократии это веб-форумы и электронные конференции, позволяющие гражданам участвовать в интернет-опросах и голосованиях, а также обсуждать и напрямую принимать решения. Другие инициативы сочетают в себе преимущества представительской демократии и прямой демократии.

 

Урок «Оставить и двигаться» – новые стимулы.

Осенью 1998, как раз в разгар процесса импичмента президента Клинтона, супружеская пара из Силиконовой долины запустила первую в мире онлайновую петицию, состоящую всего из одного предложения. Их предложение Конгрессу было простым: «немедленно оставить в покое президента Клинтона и заняться насущными делами страны». Оба они, муж и жена, были программистами, сытыми по горло тогдашним наваждением республиканцев ковыряться в личной жизни Клинтона, превратив ее в тривиальный политический футбол.

Инициатива пары из Силиконовой долины стала известна как «оставить и двигаться», и их оригинальная электронная петиция была подхвачена, набрав за неделю 100 тысяч подписавшихся. За несколько месяцев под ней подписалось уже полмиллиона человек. Что больше всего впечатляло людей тогда, это не количество сторонников этой инициативы, а то, что она принципиально распространялась ее авторами исключительно через Интернет.

«Откуда взялся электронный политический активизм?», вопрошала «Вашингтон Пост». «Что такого особого активного в кликании мышкой? Однако 13 миллионов долларов и 650 тысяч человеко-часов, потраченных активистами на продвижение инициативы «оставить и двигаться» это реальность политической активности, которая теперь расширила границы и охватила киберпространство», писала газета.

Фразы типа «слово мыши» вошли в повседневный обиход, однако новоиспеченная школа «е-политики» все же имеет изрядное число недоброжелателей. Так инициатива «оставить и двигаться» не достигла цели. Республиканцы продолжали заниматься импичментом. Правда, движение, созданное парой программистов, оказало поддержку нескольким прогрессивным кандидатам в Конгресс. Трое из пяти кандидатов, которых оно поддержало, собрав немалые средства, победили на выборах. Эти впечатляющие достижение стали возможны исключительно благодаря Интернету. Никакой активности в офлайне практически не было.

Движение существует и сейчас, и вообще процветает. Используя публичные данные об участии в выборах, активисты движения создали так называемую «Карту голосований избирателя» для более чем 10 миллионов человек. Эта карта деликатно напоминает избирателю, как часто он участвовал в выборах, и насколько часто в них участвовали его соседи. Нет ничего более действенного, как пристыдить ленивого избирателя, показав, как неважно он выглядит на фоне своих соседей.

Так движение успешно создало дополнительный стимул для повышения активности избирателей. С появлением этого движения «сетяне», то есть люди, которые обычно стесняются участвовать в политической жизни, предпочитая онлайн, смогли войти в политику (хотя некоторые продолжают делать вид, будто они ей не занимаются).

Со временем появилось еще больше движений, использующих новые технологии в политических целях. Так появились концепции типа «политика 2.0», «демократия 2.0», «дигитократия», «кликократия», которые вызывают раздражение у власть имущих.

И тому есть причины: левиафаны сегодняшней электронной политики – такие как «Avaaz», «Change.org» и 38 «Degrees», еще далеко не раскрыли свой огромный потенциал. И всех их отличает замечательная идея – что информационные технологии могут изменить нашу буксующую демократию к лучшему. И в самом деле – как их успехи, так и неудачи только подтверждают эту идею – у цифровой демократии большое будущее.

Однако, в этой сфере есть и некоторые ограничения. При недостаточной защите возможны манипуляции результатами интернет-голосований. Если значительная часть населения не имеет доступа в Интернет, возникает «цифровой раскол». Другие проблемы это идентификация личности, безопасность данных, перегруженность информацией, уязвимость перед влиятельными группами особых интересов.

 

Десять практических шагов для развития электронной демократии.

Должно ли государство развивать электронную демократию и расширять участие граждан в политике? Конечно. Оно должно использовать интерактивный потенциал Сети. Делает ли оно что-либо для этого? Давайте ответим честно – пока нет.

Доступ к информации, который является важнейшим моментом для повышения ответственности властей, сегодня стал чем-то вроде иголки в огромном стоге сена. Эта система столь сложна, что ценная информация часто упускается или теряется, несмотря на растущую активность все более интерактивных граждан. Нехватка же реального и эффективного доступа к управлению государством порождает цинизм и недоверие к властям среди общественности, которая стремится к более широкому и открытому демократическому управлению.

Вот 10 вещей, которые, как мы считаем, помогут сохранить демократию в нашу информационную эпоху.

  1. Своевременный, персональный доступ к важной информации. Дать людям такие инструменты, как своевременная рассылка электронной почты, чтобы искоренить такое явление как «мне никто не сказал». Каждое правительство нуждается в новостном портале, который бы освещал все демократические процессы в одном месте.
  2. Помощь в обработке электронной почты, поступающей чиновникам– чтобы они лучше понимали, и лучше отвечали на нее. Перегруженность электронной почты это самая распространенная причина жалоб, которую приходится слышать от выборных чиновников. Большинство хочет как-то справиться с этим потоком, однако у них нет возможностей для этого. Если бы появилась такая возможность (на основе бесплатного сотрудничества), это было бы то, что нужно. В целом, нашим депутатам и органам власти нужно начать больше инвестировать в сетевую инфраструктуру, чтобы они могли напрямую контактировать со своими избирателями.
  3. Направлять на развитие электронной демократии достаточные средства. Давайте прикинем, что нужно вложить. Прежде всего, это создать структуру службы, фокус-группу, провести тесты и изучить ее, оценив удобство и другие качества, узнать мнение пользователей. Если это создается совершенно новая система, то нужно предусмотреть дополнительные деньги на персонализацию, удобную навигацию и пр.
  4. Все публичные мероприятия властей в Интернете должны быть стандартизированы, и проводиться по единому образцу. Все выступления, заявления, встречи, брифинги и прочее должны проводиться и в онлайне. Система должна быть стандартизирована, объединяя все административные единицы в национальную сеть, вплоть до мероприятий, проводимых местными властями. Это единственный путь к тому, чтобы повысить активность граждан, чтобы они были информированы обо всех мероприятиях в своем регионе, особенно по интересующим их вопросам.
  5. Позволить гражданам наблюдать за выборными чиновниками любого уровня, пользуясь одним ресурсом. Гражданам должна быть предоставлена возможность, находясь в онлайне, участвовать в публичных мероприятиях, а также знать, кто их представляет в органах власти, и наблюдать за деятельностью чиновников любого уровня – от местного до национального. Но прежде, чем чиновники займут свои посты, граждане должны знать всю их контактную информацию через общенациональную базу данных.
  6. Проводить в Сети общественные слушания и обсуждениязначимых общественных дел. Можно начать с малого – пусть хотя бы каждое четвертое общественное слушание проводится в Интернете, на протяжении одной-двух недель, при этом можно улучшить и его формат. Постепенно, пусть и за десять лет, но те органы власти местного самоуправления, которые не проводят такие слушания, окажутся в меньшинстве.
  7. Узаконить наиболее удачные сетевые службы и практики, чтобы они использовались всем управленческим аппаратом. Сами по себе технологии не приводят к реальным демократическим преобразованиям. По нашим оценкам, 90% демократических инноваций, которые используются в онлайне, основаны на политических традициях, которые существовали задолго до появления Интернета. Если мы хотим, чтобы все граждане выиграли благодаря новым технологиям, способствующим развитию демократии, тогда нужно модернизировать и законодательство, и финансировать развитие ключевых онлайновых служб.
  8. Открыть доступ к «сырой», необработанной информации, поступающей в органы власти. Пора раскрыть огромную массу информации, поступающей в органы власти, причем из разных источников, чтобы она могла использоваться общественностью – это улучшит понимание, откроет новые решения, повысит ответственность. Здесь очень пригодится идея интерактивности, положенная в основу концепции «Web 2.0».
  9. Использовать открытое программное обеспечение, которое уже широко применяется в структурах электронной демократии. Распространение и использование бесплатного программного обеспечения требует определенных затрат – тут пригодится сотрудничество всех заинтересованных сторон, чтобы сообща собрать необходимые средства. Новые и не слишком сложные инструменты электронной демократии это идеальное начало для снижения расходов на управление, и создания такой системы, которая была бы удобна для использования на всех уровнях власти. Ключ к успеху – использование модулей и широких настроек.
  10. Работа на местах – стратегический подход к построению электронной демократии во всех регионах. Чтобы движение к электронной демократии не угасло, гражданам нужны зримые, ощутимые результаты. Потому так важны инвестиции в развитие таких моделей местной, локальной электронной демократии, которые затем можно было бы передать и в другие регионы. Развитие «е-демократии» в регионах это путь и к укреплению местных общин, и к экономическому процветанию. Каждый город, каждая местность должна иметь свой «сетевой горсовет». Для этого хорошо подходят различные Интернет-форумы, где бы обсуждались общественные дела. Сравнительная оценка удобства и активности таких служб тоже помогла бы развитию этого направления. То же самое можно делать на всех уровнях управления.

 

Путь к цифровой демократии

«Тенденция ясна – мы движемся к цифровой Европе с электронным правительством, электронными идентификационными картами, электронными подписями. В некоторых странах, таких как Эстония, это уже во многом реализовано, и я ожидаю, что через несколько лет, после совещания с европейскими гражданами, инструменты электронной демократии станут обычным делом», – считает Марош Шевчович, вице-президент Европейской Комиссии.

В начале своего развития Интернет был вполне демократическим. Частично он таким и остался, однако ошибочная идея технологического детерминизма, мол, все произойдет само по себе, отнюдь не сделала политический процесс и государственное управление более открытыми, а политиков – более ответственными.

Становится вполне ясным, что старая политика ничегонеделания приносит один лишь вред. Электронная демократия должна развиваться не только усилиями одних лишь гражданских активистов, а целенаправленно, чтобы противостоять негативным тенденциям.

Наконец, каждое поколение нуждается в обновлении демократии с использованием передовых инструментов и технологий своего времени. Наши сегодняшние инструменты – это информационные, сетевые технологии, и они нужны нашей демократии.

 

Авторы: С. Редди, С. Клифт

Перевод А.Маклакова.

Источник: dowire.org

Читать целиком: dialogs.org.ua

Share