6 Грудня, 2016

Сила инициативы и ущербность петиций.

Від Нестеренко Юрій

172fbbf0fe31a8c8cb6d98413675983d

Петиция – это прошение, которое подает подданный своему властителю. Это просьба, которую хозяин, барин, царь или еще кто может рассмотреть и дать приказ выполнить,  а может и проигнорировать, похоронив ее в бюрократических кругах или же в мусорном ведре.

Инициатива – это идея, поддержанная достаточным количеством свободных граждан. Идея, воплощение которой жизненно важно для большинства сограждан. Идея, от которой невозможно отмахнуться. Инициатива – это не просьба слабых к правителю, а требование сильных, предъявляемое к нанятым менеджерам их нанимателями. Требование. Которое нельзя игнорировать под угрозой увольнения.

Петицию достаточно написать и ждать решения. Инициатива требует совместной работы сотен тысяч людей, ради достижения поставленной цели.

 

Ты помнишь, как все начиналось?

Украина – страна поголовного охвата сайтами петиций. Как только сайт Администрации Президента Украины предложил гражданам публиковать петиции, все другие министерства и ведомства, кинулись тот час же начали осуществлять подобные проекты. С одной стороны, они выполняли нормы закона, согласно которому каждый орган центральной и местной власти должен иметь ресурс для сбора петиций. Таковые у Кабинета Министров, Верховной Рады и у более сотни местных советов.

И как же все было оптимистично и радужно. Вот она электронная демократия в действии. Челобитная самому царю-батюшке. Он-то, человек продвинутый, так что глянет, стукнет кулаком по столу и…. проблема решиться.

Однако, как оказалось, принцип «хотели, как лучше, а получили, как всегда» сработал и тут. Предложив гражданам писать петиции, государство и, прежде всего, Президент не удосужились не только построить какую-либо разумную систему написания петиций, контроля за их существованием, но и алгоритма реагирования на них. Поэтому, когда среди разумных и действительно необходимых начинаний начали появляться бредовые идеи и предложения, Президент плюнул на все, заявив что ему, дескать, некогда заниматься ерундой, а другим чиновникам эти петиции просто не нужны. Они заставляют напрягаться. А вот напрягаться наш отечественный чиновник – не любит.

Почему я делаю такой вывод? А потому, что коэффициент полезного действия, если врать соотношение поданных петиций, рассмотренных, принятых к действию и реализованных, имеет четкое и безрадостную характеристику – не эффективен.

presents_yuriy-2

Только цифры:

– на сайте Президента было опубликовано 27 110 петиций. Поддержано 25 000 подписей – 40 Из этого числа было рассмотрено всего – 38 и условно реализованы – 5.

– Верховную Рада Украины. Опубликовано – 60 петиций.  Поддержано – 1, реализовано – 0.

– КМУ. Опубликовано – 520 петиций. Поддержано и реализовано – 0.

– Киевская городской совет. Опубликовано 15 000. 2 петиции собрали 10 000 подписей и 2 реализованы.

Получается, что коэффициент полезного действия у наших властных структур следующий:

– Администрация Президента  – 0,0004%;

– Верховная Рада – 0%;

– Кабинет Министров – 0%;

– Киевский городской совет – 0,0133%.

В других городах ситуация примерно такая же.

 

Так почему же складывается такая вот безрадостная ситуация?

Причин неэффективности такого инструмента в  руках государства несколько.

Во-первых, в исполнении закона не заинтересованы представители органов власти. И причин такой  незаинтересованности тысячи. Здесь и нежелание взваливать на себя дополнительные обязанности, и пренебрежение к мнению сограждан, и историческая закрытость принимаемых решений. Поэтому, и чиновники, и депутаты делают все от них зависящее для того, чтобы дискредитировать инструмент, применяя самые разные методы – от прямого бойкота до доведения идей до абсурда и фальсификации результатов голосований.

01

Во-вторых, закон об электронных обращениях граждан не содержит прямого указания, каким образом органы власти должны реагировать на петиции, которые собрали необходимое количество подписей. Это дает чиновникам самое широкое поле для манипуляций.

В-третьих, общество  разочаровалось в использовании сайтов петиций, почувствовав себя обманутым. Волна энтузиазма быстро пошла на спад, когда оказалось, что петиции ни к чему не обязывают представителей власти. Иллюзия, что можно написать челобитную царю, а он все “порешает”, развеялась достаточно быстро.

В-четвертых, наши сограждане оказались не готовы к тому, что петиция должна быть составлена таким образом, чтобы ее реализация была возможной. Оказалось, что грамотно составить обращение, гораздо сложнее, чем предложить отправить Тимошенко послом Гондурас.

 

Что же делать?

Первое не опускать руки. Электронная демократия работает и может давать ощутимые результаты. Латвийская платформа инициатив ManaBalss показывает, что при желании граждан и чиновников работать на благо страны все получается. Авторы составляют инициативы, небезразличные граждане инициативы поддерживают, ответственные чиновники и депутаты всеми силами рассматривают инициативы и дают им силу закона. Только за последнее время из двадцати инициатив, поданных на платформе ManaBalss  11 стали законами, а еще половина готова к тому, чтобы обрести этот статус.

presents_yuriy-3presents_yuriy-4

В Украине, платформой, которая собирается повторит успех Манабалса, стала платформа инициатив Мой Голос, предлагающая, как непосредственно саму платформу инициатив, так и платформу, которая позволит авторам и всем небезразличным  к будущему своей страны, путем дискуссий, корректировать свои инициативы, прежде, чем она приобретет завершенность и будет готова для публикации.

И если многие интернет ресурсы предлагают нечто подобное, ограничившись размещением контента, то платформа Мой Голос готова идти дальше, занимаясь адвокацией инициатив, чтобы достигнуть главной цели – из реализации.

presents_yuriy-12

Share